Пятница, 19.10.2018, 16:47
Персональный сайт
Дадатченко
Татьяны Васильевны
Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок русского языка для учащихся 4 класса в рамках реализации программы психолого-педагогической поддержки «Каждому пятикласснику творческий
[ Скачать с сервера (579.5 Kb) ] 28.10.2009, 23:13

Урок русского языка для учащихся 4 класса в рамках реализации программы психолого-педагогической поддержки «Каждому пятикласснику творческий шанс».

 

Раздел: преподавание русского языка.

Тема: Обобщение знаний о признаках глагола как части речи.

Цель урока: развивать абстрактное и образное мышление учащихся; обобщить и систематизировать знания по данной теме, обогащать словарный запас.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, мультимедийная презентация.

 

Ход урока.

Путешествие в страну Глаголию.

 

Тема: Обобщение знаний о признаках глагола как части речи.

 

 

  1. Организация класса.  (Приложение 1, слайд 1)

- Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времён глаголов. Невидимые жители приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, так как хорошо знакомы с этой необыкновенной частью речи, назначение которой «выражать само действие».

      2. Полёт на облаках. Грамматико-орфографическая зарядка. Минутка чистописания.             (слайд 2)

           - А вот и наши кораблики-облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии.

  

- Сочетание букв – это окончания глаголов и суффиксы глаголов.

Запишите в тетрадь росписи «глагольных» облачков.

- По каким признакам мы  различаем глаголы среди других частей речи? (по вопросам, окончаниям, суффиксам)

 

- А что вы знаете о глаголе как части речи? (самостоятельная часть речи…)

 

- Давайте понаблюдаем какова роль глаголов в нашей речи? (с помощью глаголов изображаются действия, если убрать все глаголы, то исчезнет экспрессия действия – показатель эмоциональности действия). (слайд 3)

 

А речка эта по лугам и склонам

Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,

Звенит, лопочет, скачет по камням.  (Р.Гамзатов.)

 

- О чём узнали, прочитав стихотворную строфу?

-Какие слова помогли определить основную мысль? Какие это слова и к какой части речи относятся?

- Что произойдёт со стихотворной строфой, если эти слова исчезнут?

- Так какова же роль глаголов в речи?

 

  1. На лексической полянке. Выборочный диктант. Лексико-грамматический и орфографический анализ глаголов.  (слайд 4)

 

-  Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь непременно присутствуют наши друзья-глаголы. Узнайте их: я буду читать предложения, а вы найдите в них глаголы и запишите в тетрадь.

  Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке берёзы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы.

(слайд 5)

- Как вы определили глаголы?

- На какие правила встретились орфограммы в глаголах? Объясните их написание. (безударная гласная в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласная после шипящих; мягкий знак после шипящих; удвоенная согласная.)

- Прочитайте глаголы. Какие из них обозначают цвет? (белеют, синеют…)

- Подберите другие глаголы цвета и употребите их в составе предложения. (желтеют одуванчики. Зеленеет молодая травка…)

- Какие из записанных глаголов передают звуки леса? (жужжат, трещат…)

- Подберите другие глаголы звучания, составьте с ними предложения. (Свистят иволги. Журчит ручей. Шелестит трава)

- Выпишите самостоятельно по два глагола звучания и цвета из текста.

                    (слайд 6)

Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над большим селом. И сверкает поле утренней росой, точно изумрудом или бирюзой. Сквозь тростник высокий озеро глядит, яркими огнями блещет и горит. От цветов на полях льётся запах кругом, и сияет роса на траве серебром. (И.Суриков)

 

Б) Ознакомление с семантикой глаголов света. Лексико-орфографический и грамматический разбор глаголов.

(слайд 7)

- Что это?! Наша полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка! Посмотрите, на полянку один за другим «выбегают» глаголы: блестеть(Как он ярко светится, блестит!), сиять (Ещё ярче исходит блеск от глагола, и всё вокруг осветилось ровным  ярким светом!), сверкать (Этот глагол не только яркий, но от него излучается искрящийся, переливающийся свет!) Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый?! Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд и взялись за руки? (Они близки по смыслу)

- А почему первым «выбежал» на полянку глагол блестеть, потом – сиять, затем – сверкать? (Глаголы различаются степенью усиления действия излучения света)

- Подумайте, какие ещё глаголы имеют значение «сильно, ярко светиться»? (СВЕТИТЬСЯ – «излучать ровный свет», ИСКРИТЬСЯ – «светиться менее сильно, как бы вспыхивая искрами», БЛИСТАТЬ – близко по значению к блестеть, но указывает на большую степень яркости.)

(слайд 8)

- Найдите место этим глаголам в синонимическом ряду.

Светить, блестеть, сиять, сверкать.

·        Запишите глаголы в тетрадь.

·        Выделите орфограммы;

·        можно ли проверить написание безударной гласной в каждом из слов;

·        выделите корень и подчеркните безударную гласную, не проверяемую ударением, в корнях  сия- (сиять) и сверк- (сверкать);

·        определите, в какую форму одеты глаголы и почему эта форма (неопределённая) так называется.

·        Подумайте, можно ли по неопределённой форме узнать спряжение данных глаголов? (БЛЕСТЕТЬ имеет –еть и его можно отнести к 1спр., но при спряжении этот глагол имеет ударное окончание, что позволяет его отнести ко 2спр.)

 

В) лексико-стилистические упражнения. Поэтическая минутка.

 

- О чём можно сказать, используя глагол светит? Блестит? Сияет? Сверкает? (Солнце, звёзды, огни, роса, молния…) Составьте словосочетания с любым глаголом, употреблённым в 3-м лице ед.ч. наст вр. И запишите в тетрадь комментировано.

Сверкает (где?) в траве (на солнце, над лесом, вдали, здесь…)

Сверкает (как?) ярко (ослепительно…)

Сверкает (как что?), как золото (как алмаз…)

- Прочтите выразительно отрывки из стихотворений и найдите предложения, в которых употреблён один из глаголов рассматриваемого синонимического ряда.

(слайд 9)

Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною в сени к нам летит. (А.Плещеев)

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. (Ф,Тютчев.)

Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело

сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок,

как пахнет земляникой и грибами!   (И.Тургенев.)

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М.Горький.)

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Солнышко блестит. Сияет солнце, воды блещут. Как весело сверкает всё кругом! Сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река.

(слайд 10)

- А теперь посмотрим, как используются в поэтических строках формы глагола БЛЕСТЕТЬ: блещут вместо  блестят. Прочтите предложения; определите, какие глаголы пропущены, и обоснуйте их выбор для каждого предложения.

 

Весело…                                                                                  Месяц под косой …

Месяц над селом;                                                                    А во лбу звезда …

Белый снег…                                                                                                    (А.Пушкин.)

Синим огоньком.  (И.Суриков.)

Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.

 

-Задумайтесь над точностью и выразительностью выбранных авторами глаголов.

У И.Сурикова месяц сияет, освещает ярким ровным светом землю, от воздействия лунного света и ночного неба белый снег искрится, сверкает синим огоньком.

 

А.С.Пушкин для обозначения действия месяца выбирает глагол блестит, а для звезды – горит, вероятно, потому, чтобы усилить яркость, блеск звезды: звезда сверкает ярким, ослепительным блеском, а месяц лишь излучает яркий свет. Пушкинские строки дополняют синонимический ряд одним из значений глагола гореть (сверкает ярким, ослепительным блеском).

- Запишите любое из предложений по памяти.

 

4. В мастерской Дятла. Лексико-словобразовательные упражнения.  (слайд 11)

 

- Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого – глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.

 

1) Дятел ударил по окончанию (сверкать) и заменил его окончанием 3-го лица мн.ч. наст.вр., получился глагол …(сверкают).

2) Добавил мастер к глаголу приставку за- , получилось слово… (засверкают).

3) А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют окончанием –и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс –л-, получился глагол …(засверкали).

4) Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в пр.вр., получилось слово… (сверкала).

5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс –а- суффиксом –ну-, получился глагол … (сверкнула).

-В какую форму «оделись» глаголы? (уч-ся называют грам.признаки:время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в Прош.вр.).)

- Как вы различили время глаголов?

- В чём вы видите различие в значении глаголов сверкают – засверкают, сверкали – засверкали, сверкала- сверкнула?(ЗА- придаёт глаголам значение начала действия, -НУ- указывает на мгновенность действия.)

- О чём можно сказать, употребляя глагол сверкнула (сверкнул)? (молния, огонёк звезда)

- Приведите пример двух  глаголов, имеющих приставку ЗА- и обозначающих начало действия. (зазеленел, заискрился, заигрался)

 

5. В Дворцовом парке. Конструирование текста. (слайд 12)

 

- Теперь мы идём в Дворцовый парк. (звучит тихая музыка) Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Составьте несколько предложений или текст о том, что вы увидели в парке. Глаголы употребите в соответствии с целью своего высказывания.

 

6. Итог урока.

- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?

-Какие глаголы нам встретились на пути?

-Использовали ли вы эти глаголы в своих рассказах?

-Кто хочет прочитать составленный  текст?

 

- А вот и кораблики-облачка, которые возвратят нас  из страны Глаголии. И последний сюрприз: разгадайте секрет облачков!  (слайд 13)

 

 

 7. Домашнее задание.

  • Нарисовать Глагол.
  • Найти в художественной литературе предложения с глаголами света, звучания, цвета.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tasha
Просмотров: 6991 | Загрузок: 587 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 131 2 »
13  
на данном интернет-ресурсе вы сумеете увидеть громадный ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - ресивер 8306 s

12  
[B - Эту вещь надо попробовать всем!!!

Новый интернет-браузер с поддержкой аппаратного ускорения!!! Сайт открываются со скоростью света!!!
Скачать здесь:
[/B -
UPD
Добавлено через 5 минут:
[B - К сожалению, оффициальный сайт сайт сейчас не работает, а ссылка была удалена.
Скачивайте отсюда http://firefoxik.ru/ - http://firefoxik.ru/[/B -

11  
тут на веб-сайте подобран огромный выбор умных статей о ` http://www.infosuper.ru/ - Работа.

10  
Привет. Сделала для себя открытие: я уже 1 год пользуюсь оперой, но лишь позавчера узнала о том, что у нее есть аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепное предложение, а именно: давайте делится ими!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

9  
Мы рады приветствовать на данном портале) Наша компания уже много лет занимается сбытом копий кроссовок Nike Air Max, New Balance и других.

Гарантией нашей безупречной работы является большое количество людей, которые совершили покупки в нашей группе вконтакте.
В настоящее время хитом продаж являются http://john-shop.ru/ - купить кроссовки дешево, и их можно купить на сайте http://john-shop.ru/.

8  
тут на данном ресурсе http://www.justlady.ru/articles-145531-kak-podobrat-sebe-kamen - сайт вы сумеете взглянуть на большой ассортимент интересных статей на тему спорта. здесь на официальном ресурсе все новости выложены на всеобщее обозрение.

7  
тут на официальном интернет-ресурсе http://www.justlady.ru/articles-161323-flay-ledi-uchimsya-letat - http://www.justlady.ru подобран громадный ассортимент интересных статей на тему диет. тут на этом сайте все новости предоставлены на всеобщее обозрение.

6  
на вышеприведенном блоге http://www.justlady.ru/articles-148308-kak-izbavitsya-ot-suhosti-ruk - http://www.justlady.ru собран громадный выбор умных статей на тему шоппинга. у нас на интернет-ресурсе все статьи выложены всем желающим.

5  
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

4  
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

1-10 11-13
Имя *:
Email *:
Код *:
Дадатченко Татьяна Васильевна, р.п.Степное © 2018
cкачай здесь
...
Календарь
http://www.yapfiles.ru/files/540528/rf_kal.swf
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальный сайт МОУ-СОШ №1 р.п.Степное
  • сайт 10б класса МОУ-СОШ №1 р.п.Степное
  • СЕГОДНЯ
    Учись говорить
    Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
    - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
    Настоящая мудрость немногословна.

    Белинский В.Г.

     
    Учись мыслить
    Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.

    Блез Паскаль

     
    Учись учиться
    Чему бы ты не учился,
    ты учишься для себя.

    Гай Петроний